9 апр. 2013 г.

Дети и их потребности. Часть 2

Часть 1


Продолжаю.



Рассмотрим теперь ребенка как систему (мои студенты порадуются этой фразе, если случайно наткнутся на мой блог). Ребенок – это сложная система, имеющая свойства человека как рода и индивидуальные особенности, связанные с его личными, присущими только ему качествами.  Его естественные потребности определяются именно этими факторами. При этом со временем они объективно меняются, т.к. система «ребенок» развивается – как минимум, растет.


Если бы в развитии ребенка все зависело от него одного, проблем бы не было. Но – см. выше про атрибутивность среды – вокруг него всегда, зримо и незримо, толпится куча народу, т.е. его среда, каждый их элементов которой имеет свое собственное представление о том, что нужно ребенку или о том, что ему можно отдать, чтобы он больше не приставал. Если все эти элементы равноправны в изъявлении своих представлений и действиям по претворению их в жизнь, то шансы «быть услышанным» у ребенка невелики – его будут слушать все, но не услышит никто, т.к. они еще и друг друга слушать не умеют.


Обычно в любой живой системе вышеописанный хаос впоследствии формирует новый порядок. В данном случае выделяется какой-то один элемент среды, который «назначается» главным за удовлетворение потребностей ребенка, а все другие элементы координируются им в этом процессе. И тут становится важным вопрос – а кто именно должен быть «главным» в этих вопросах?


Природа, как среда и для ребенка, и для его среды, заложила определенные правила, присущие изначально и тому, и другому. В частности, «главными» элементами она назначила родителей этого ребенка. Именно они, в соответствии с задумкой природы, должны координировать удовлетворение потребностей ребенка, стремясь при этом свои представления о его потребностях (искусственные потребности ребенка) максимально приблизить к его естественным потребностям. Более того, природа не просто так распорядилась, она еще и дала определенные врожденные возможности чувствовать и формулировать эти потребности – это родительская любовь, материнский инстинкт, высокий уровень эмоциональной и энергетической связи родителей (особенно матери) с ребенком, начиная с момента его зачатия (некоторые считают, что даже раньше). Таким образом, родителям присуща способность выявлять действительные потребности ребенка и пытаться их удовлетворить в полной мере.


Но, как мы знаем, среда современного ребенка не ограничивается только родителями и близкими родственниками, настроенными природой изначально на «одну волну» с ребенком. Посмотрите, сколько у нас народу занимается вопросами о том, какие у ребенка потребности – участковый врач, врач-ортопед, врач-невролог (дальше по списку), воспитатель в детском саду, учитель в школе, бабушка-соседка, мамина одноклассница, подруга жены друга мужа, случайный прохожий, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство культуры (можно и этот список продолжить), ВОЗ, ЮНИСЕФ, РПЦ и  т.д. Всех этих желающих можно разбить на три группы: государство, общество, традиции. Как вы понимаете, все три группы очень тесно взаимосвязаны между собой.


Природой задумано, что родители являются главными. Но в различные исторические моменты некоторые из вышеперечисленных элементов среды ребенка пытаются родителей с их «пьедестала» сместить. Особенно усердствует в этом государство. Почему – я уже писала в одном из предыдущих сообщений. Государству нужны легко управляемые люди, которые не задают неудобных вопросов и многого не требуют. Несколько утрировано, конечно, но в целом так. При этом государство понять можно – слишком сложно искать индивидуальный подход к каждому из многих миллионов людей. Должна быть какая-то классификация. Чем более дифференцированы признаки в этой классификации, тем государство более благосклонно к личности. Чем меньше в ней оснований, тем больше расцветает стандартов и стереотипов.

Как данные отношения между ребенком и его окружением организовывали в советское время, напишу в следующем сообщении.

Продолжение следует...

3 комментария:

  1. Прочитала. Очень живо представилась картинка ребенка, вокруг которого топчутся элементы среды, выхватывая друг у друга флаг "Я тут главный буду"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)))

      Когда Петя родился, у нас наблюдалась именно такая картина (даже на видео запечатлели) - он лежит на пеленальном столе, а вокруг столпились ВСЕ бабушки и дедушки, тети и дяди, ну, и родители тоже. И ВСЕ без исключения дают мне советы, что с ним сейчас сделать! :)

      Удалить
  2. В Америке мысли по этому и другим поводам обычно называют Conspiracy Theory. В принципе легко управляемая масса - это цель любого государства. Продолжаю чиать.

    ОтветитьУдалить