Часть 1
Продолжаю.
Продолжаю.
Рассмотрим теперь
ребенка как систему (мои студенты порадуются этой фразе, если случайно
наткнутся на мой блог). Ребенок – это сложная система, имеющая свойства
человека как рода и индивидуальные особенности, связанные с его личными,
присущими только ему качествами. Его естественные
потребности определяются именно этими факторами. При этом со временем они
объективно меняются, т.к. система «ребенок» развивается – как минимум, растет.
Если бы в развитии
ребенка все зависело от него одного, проблем бы не было. Но – см. выше про
атрибутивность среды – вокруг него всегда, зримо и незримо, толпится куча
народу, т.е. его среда, каждый их элементов которой имеет свое собственное
представление о том, что нужно ребенку или о том, что ему можно отдать, чтобы
он больше не приставал. Если все эти элементы равноправны в изъявлении своих
представлений и действиям по претворению их в жизнь, то шансы «быть услышанным»
у ребенка невелики – его будут слушать все, но не услышит никто, т.к. они еще и
друг друга слушать не умеют.
Обычно в любой живой
системе вышеописанный хаос впоследствии формирует новый порядок. В данном
случае выделяется какой-то один элемент среды, который «назначается» главным за
удовлетворение потребностей ребенка, а все другие элементы координируются им в
этом процессе. И тут становится важным вопрос – а кто именно должен быть
«главным» в этих вопросах?
Природа, как среда и
для ребенка, и для его среды, заложила определенные правила, присущие
изначально и тому, и другому. В частности, «главными» элементами она назначила
родителей этого ребенка. Именно они, в соответствии с задумкой природы, должны
координировать удовлетворение потребностей ребенка, стремясь при этом свои
представления о его потребностях (искусственные потребности ребенка)
максимально приблизить к его естественным потребностям. Более того, природа не
просто так распорядилась, она еще и дала определенные врожденные возможности
чувствовать и формулировать эти потребности – это родительская любовь,
материнский инстинкт, высокий уровень эмоциональной и энергетической связи
родителей (особенно матери) с ребенком, начиная с момента его зачатия
(некоторые считают, что даже раньше). Таким образом, родителям присуща
способность выявлять действительные потребности ребенка и пытаться их
удовлетворить в полной мере.
Но, как мы знаем, среда
современного ребенка не ограничивается только родителями и близкими
родственниками, настроенными природой изначально на «одну волну» с ребенком.
Посмотрите, сколько у нас народу занимается вопросами о том, какие у ребенка
потребности – участковый врач, врач-ортопед, врач-невролог (дальше по списку),
воспитатель в детском саду, учитель в школе, бабушка-соседка, мамина
одноклассница, подруга жены друга мужа, случайный прохожий, министерство
образования, министерство здравоохранения, министерство культуры (можно и этот
список продолжить), ВОЗ, ЮНИСЕФ, РПЦ и
т.д. Всех этих желающих можно разбить на три группы: государство,
общество, традиции. Как вы понимаете, все три группы очень тесно взаимосвязаны
между собой.
Природой задумано, что
родители являются главными. Но в различные исторические моменты некоторые из
вышеперечисленных элементов среды ребенка пытаются родителей с их «пьедестала»
сместить. Особенно усердствует в этом государство. Почему – я уже писала в одном
из предыдущих сообщений. Государству нужны легко управляемые люди, которые не
задают неудобных вопросов и многого не требуют. Несколько утрировано, конечно,
но в целом так. При этом государство понять можно – слишком сложно искать
индивидуальный подход к каждому из многих миллионов людей. Должна быть какая-то
классификация. Чем более дифференцированы признаки в этой классификации, тем
государство более благосклонно к личности. Чем меньше в ней оснований, тем
больше расцветает стандартов и стереотипов.
Как данные отношения между ребенком и его окружением организовывали в советское время, напишу в следующем сообщении.
Продолжение следует...
Прочитала. Очень живо представилась картинка ребенка, вокруг которого топчутся элементы среды, выхватывая друг у друга флаг "Я тут главный буду"
ОтветитьУдалить:)))
УдалитьКогда Петя родился, у нас наблюдалась именно такая картина (даже на видео запечатлели) - он лежит на пеленальном столе, а вокруг столпились ВСЕ бабушки и дедушки, тети и дяди, ну, и родители тоже. И ВСЕ без исключения дают мне советы, что с ним сейчас сделать! :)
В Америке мысли по этому и другим поводам обычно называют Conspiracy Theory. В принципе легко управляемая масса - это цель любого государства. Продолжаю чиать.
ОтветитьУдалить