9 апр. 2013 г.

Дети и их потребности. Часть 1

Немного разверну тему, поднятую в последнем сообщении. Она для меня важна, т.к. именно с проблем подхода к детям и материнству я начала задумываться о том, что это такое - быть женщиной. Именно появление у меня первого ребенка заставило меня задуматься о том, что не все так просто в мире, как нам внушают. Или же наоборот, все гораздо проще, и мы часто сами усложняем себе жизнь ненужными действиями и мыслями.

В этом сообщении затрону некоторые теоретические аспекты потребностей, основанные на положениях теории систем - ну что же поделаешь, если я ее, эту теорию знаю и даже преподаю уже несколько лет? Должно же это знание пойти на благо помочь мне не только в работе - иначе какой же от него, знания, толк?

Постараюсь написать как можно понятнее для "непосвященных", т.е. тех, кто не учился на нашей кафедре и не сталкивался с принятым у нас преподаванием теории систем. Хотя, честно говоря, это и непросто - за долгие годы некоторые понятия "въелись" в сознание и воспринимаются, как само собой разумеещееся. Сразу предупреждаю, что даже здесь основные мысли - мои собственные. Может быть, кто-то еще так писал, но я здесь выражаю свое представление, которое может отличается от представление других людей. Даже тех, кто тоже знает теорию систем. Даже тех, кто учил ее на нашей кафедре.

Итак, начну.



Рассмотрим любую живую систему. Ни одна система не может существовать без среды – окружения, с которым у системы тесные взаимосвязи. Любая система что-то отдает среде, а что-то от нее получает. При этом она может комфортно существовать только в той среде, которой необходимо то, она может дать, и одновременно такой, которая может дать то, что необходимо системе. То, что необходимо системе и среде для существования, называется ресурсами, а ощущение того, что тебе необходим тот или иной ресурс – потребностью.


Потребности бывают разные. И в их классификации большую роль играет большую роль фактор атрибутивности среды (сложно, да, но по-другому очень долго получается; а смысл в том, что среда – это неотъемлемый атрибут системы, без среды мы систему рассматривать не можем). Проблема многих подходов к рассмотрению тех или иных систем часто заключалась либо в пренебрежении средой, либо в отведении ей пассивной роли, либо в рассмотрении ее в статике. Современные подходы к системным наукам основываются на наличии динамической и активной среды у каждой системы.


Что же это означает для определения сущности потребностей? Это значит, что потребности системы определяются не только тем, что из себя система представляет, но и тем, что представляет из себя среда. Поэтому одним из главных оснований для классификации потребностей является источник происхождения потребностей, и по этому основанию их можно разделить на естественные (сущностные) и искусственные (навязываемые).


Естественные потребности – это потребности, которые ОЩУЩАЕТ система. Они возникают в силу индивидуальных особенностей этой системы, ее родо-видовой принадлежности, ее неповторимых черт. Эти потребности можно назвать врожденными, присущими системе изначально. Содержание этих потребностей, на мой взгляд, очень точно изображен пирамидой потребностей Маслоу. При этом их еще можно подразделить на сознательные – те, которые система может осознать и выразить любым присущим ей способом, и несознательные – те, которые она только ощущает, но идентифицировать не может, что не мешает ей их испытывать.


Естественные потребности имеют еще одну очень важную особенность – они никогда не возникают просто так, ни с того ни с сего. Их возникновение (даже если мы его не осознаем) всегда происходит именно тогда, когда нужно. Любая система таким образом сохраняют свою целостность – возникновение потребности в том или ином ресурсе является сигналом к тому, что обеспечение системы всем необходимым для существования ведется не так, как это нужно системе ввиду ее сущности.


Искусственные потребности – это потребности, которые пытается сформировать у системы среда. Чтобы не создалось ложное впечатление о среде, как о чем-то большом и вместительном, что является местом обитания системы, уточню, что среда включает в себя другие системы, с которыми наша система связана. А связь, повторюсь, носит продуктно-ресурсный характер (ты что-то делаешь и даешь это мне, а я что-то делаю и даю это тебе). Составляющие среды, являясь, как и рассматриваемая система, целостными сущностями, имеющими свои индивидуальные особенности и возможности, в качестве ресурса для удовлетворения потребности системы могут предложить лишь то, что в состоянии создать, или то, что они хотят ей предложить. У составляющих среды в виду своего особенного взгляда на систему может иметься собственного представление о том, какие ресурсы необходимы системе или о том, что ей можно отдать с наименьшими для себя затратами. Проще говоря, они могут либо не понимать истинных потребностей системы в силу своего незнания ее сущности, либо, понимая ее сущность, ленятся и предлагают лишь то, что им несложно произвести и отдать.


Таким образом, среда, предлагая системе то, что считает нужным, пытается сформировать у нее потребности, не являющиеся для нее безусловными, врожденными и присущими ей в конкретный момент времени. Такое поведение среды нельзя считать безусловно «вредительским» (хотя иногда бывает и так), потому что таким способом она сохраняет свою целостность.


Баланс естественных и искусственных потребностей зависит от степени целостности как среды, так и системы. В каждом конкретном случае кто-то оказывается более «упрямым» и устанавливает свои «правила игры». И в любом случае происходит развитие и системы, и среды, т.к. изменение в одной из них неминуемо ведет к возникновению новых потребностей и возможностей, а, следовательно, возникают новые «запросы» по отношению друг к другу. И так далее, пока среда и система существуют на белом свете.


В скобочках замечу, что связь системы со средой не односторонняя – не только среда удовлетворяет те или иные потребности системы, но и система удовлетворяет потребности среды. В данной ситуации ее можно рассматривать как среду какого-то конкретного элемента ее среды, по отношению к которому она ведет себя так же, как и ее среда с ней, а именно, может предлагать ему его искусственные потребности, не понимая или не желая понимать его сущности.


Много написала, да. Зато теперь будет проще объяснить, что меня не устраивает в общем подходе к детям, сложившемся в нашей стране (да и за рубежом тоже) в годы советской власти. Подходе, который до сих пор жив и здоров и отравляет жизнь или, как минимум, портит нервы многим мамам и их детям.

Продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Пока все понятно. Симбиотичность существования системы и среды, их взаимозависимость и взаимоотношения усвоены.
    Пошла читать дальше

    ОтветитьУдалить